Кризис и санкции выдвинули на первое место умение страховых компаний оперативно реагировать на новшества со стороны рынка и регулятора, способность чувствовать тенденции и управлять продуктовой линейкой в условиях неопределенности и клиентской ротации. Рост страхового рынка с начала 2023 года после небольшого снижения в прошлом году показывает, что страховщики приспособились к новой реальности.
Тревожные сигналы
«За год ситуация на рынке стабилизировалась. С конца 2022-го — начала 2023 года можно считать, что рынок адаптировался к текущей ситуации»,— говорит руководитель управления аналитики и развития «АльфаСтрахования» Александр Лильп.
Основную поддержку рынку оказало розничное страхование, а именно ОСАГО — по причине увеличения средней премии страховщиков из-за подорожания автозапчастей, рынок каско при этом увеличился более чем на 10%, обращает внимание руководитель центра стратегического анализа «СберСтрахования» Владислав Чезганов. «Уже по итогам июня прошлого года рост премий по автокаско вышел на планируемый уровень, тренд сохранился до конца года и продолжился в 2023 году. При этом по результатам пяти месяцев 2023-го мы видим, что рваная, скачкообразная динамика автокаско осталась в предыдущем году»,— отмечает генеральный директор «Совкомбанк Страхования» Игорь Лаппи.
Если говорить о других помимо автострахования сегментах non-life, то, по словам заместителя генерального директора «РЕСО-Гарантии» Игоря Иванова, виден «не особо большой, но вполне приемлемый, устойчивый рост практически по всем направлениям бизнеса, исключение составляет только туризм: продажи международных полисов, "зеленых карт" по понятным причинам упали в несколько раз». Также он отдельно отмечает хорошую динамику ДМС для физических лиц и связывает это в основном с успехами телемедицины, причем продажа полисов телемедицины способствует также и продажам традиционных полисов ДМС.
Банк России отмечает, что по итогам января—марта текущего года число заключенных договоров ДМС увеличилось на 1,9% (к первому кварталу 2022-го), однако основной прирост числа заключенных договоров пришелся на розничных клиентов, которые, как правило, приобретают недорогие страховые программы с ограниченным набором рисков.
На фоне роста в целом розничного рынка рынок классического корпоративного страхования сохранил в первом квартале объемы аналогичного периода прошлого года, отмечает Владислав Чезганов. По его мнению, это связано с оптимизацией страхового покрытия со стороны корпоративных клиентов и косвенно свидетельствует о росте доли малого и среднего бизнеса на рынке.
«В сегменте продуктов для юрлиц особых изменений по сравнению с прошлым годом мы не наблюдаем,— рассказывает Игорь Иванов.— Другое дело, что идет сильная ротация клиентов: на смену одним компаниям приходят другие, но это естественно на фоне процессов, идущих сейчас во всей экономике».
Говоря об основных задачах, стоящих сейчас перед страховыми компаниями, эксперты также большое внимание уделяют цифровизации. За прошедший год компаниям пришлось адаптировать свои продукты под новые социально-экономические условия, в целом это удалось благодаря высокому уровню цифровизации и гибкости рынка, отмечает директор центра стратегического анализа «Ингосстраха» Евгения Васильева. Это же, по ее мнению, помогло компаниям справиться с необходимостью импортозамещения, связанного с уходом поставщиков некоторого иностранного обеспечения.
Игорь Лаппи также считает, что хорошие результаты, которые российский страховой рынок показывает в нынешнем году, были бы невозможны без цифровых решений, которые были проработаны и внедрены еще в период пандемии. «Санкционные ограничения заблокировали важные стороны нашей деятельности, но критически на бизнес не повлияли, замедлив его развитие, но не остановив»,— говорит он.
«Задачи сохранились прежние: наращивание финансовой устойчивости и повышение клиентской ценности продуктов,— рассказывает Владислав Чезганов.— Также страховщики выделяют все больше ресурсов на цифровизацию сервисов и продуктов, чтобы удовлетворить спрос клиента в том канале, в котором ему удобнее обслуживаться». «В числе основных задач — переход на отечественное программное обеспечение»,— добавляет Александр Лильп.
«Если взглянуть на все сегменты, на рынок в целом, то с точки зрения финансовых показателей все выглядит весьма неплохо. Но более детальный анализ показывает, что есть и тревожные сигналы. Прежде всего в том, что по большинству направлений бизнеса количество договоров пусть медленно, но устойчиво снижается»,— отмечает Игорь Иванов.
Минимизация риска
В сегменте страхования жизни сборы по некредитным видам (НСЖ и ИСЖ) в первом квартале 2023 года показали рост на 43,7% относительно первого квартала 2022-го, при этом рост сборов по НСЖ составил 72%, на него пришлось две трети данной части рынка (67 млрд из 100 млрд руб.). ИСЖ выросло лишь на 7,2%, что, впрочем, тоже можно считать достижением после четырех кварталов непрерывного падения (по итогам 2022 года рынок ИСЖ сократился на 46% относительно 2021-го).
«Санкции ограничили доступность инфраструктуры ИСЖ, которая была ориентирована на инструменты в валютах недружественных стран»,— говорит гендиректор «Ренессанс Жизни» Олег Киселев. По его словам, страховым компаниям потребовалось время, чтобы переориентировать свои продукты на внутренние активы, что и было сделано в течение 2022 года. «Динамичное восстановление отечественного фондового рынка, начавшееся с середины прошлого года и продолжающееся сейчас, сделало продукты ИСЖ на базе российских активов очень привлекательными для розничного инвестора с точки зрения потенциальной доходности»,— заключает он.
Клиенты заинтересованы в сохранении и преумножении капитала, как это было и раньше, но сейчас они предпочитают продукты с минимальной рисковой составляющей, поэтому наблюдается некоторый спад интереса к ИСЖ, рассказывает финансовый директор СК «УРАЛСИБ Страхование» и «УРАЛСИБ Жизнь» Карина Буйленко. «Ситуация, которая сложилась на рынке инвестиционного страхования жизни в связи с введенными санкциями, подорвала доверие клиентов к инструменту, и теперь страховым компаниям приходится заново его завоевывать. Кроме того, на спрос влияет разнообразие продуктовых предложений, которое сейчас сильно ограничено из-за ухода западных партнеров»,— добавляет она.
***
Петр РУШАЙЛО
Полную версию статьи см. в «Коммерсанте»
Вся пресса за 27 июня 2023 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Тенденции, Регулирование, Страхование жизни, Кризис и страхование
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
5 февраля 2025 г.
|
|
Известия, 5 февраля 2025 г.
Смартфоновый режим: в РФ появились новые способы оформления автоаварий
|
|
Общественная служба новостей (ОСН), 5 февраля 2025 г.
В Минтрансе оценили участие ИИ при наступлении страхового случая
|
|
Колеса.ру, Санкт-Петербург, 5 февраля 2025 г.
В России могут появиться новые варианты компенсации ущерба от ДТП
|
|
Беларусь сегодня, 5 февраля 2025 г.
Лукашенко подписал указ о страховании урожая сельхозкультур, скота и птицы в 2025 году
|
|
Коммерсантъ онлайн, 5 февраля 2025 г.
Обстрелы приграничья не являются военными действиями и не освобождают страховщика от выплат
|
4 февраля 2025 г.
|
|
Regnum, 4 февраля 2025 г.
Эксперт назвала основания для отказа в бесплатной медпомощи
|
|
РИА Новости, 4 февраля 2025 г.
«РСХБ-Страхование» застраховало на 1,7 млрд руб «Тепличное хозяйство» группы «РОСТ»
|
|
NewsKo, Пермь, 4 февраля 2025 г.
Севший на мель в Керченском проливе пермский танкер был застрахован на 20 млн долларов
|
|
Крымское информационное агентство, 4 февраля 2025 г.
Родственники загрызенной львами работницы «Тайгана» получили 2 миллиона рублей страховки
|
|
Белфинанс, ИА, Белгород, 4 февраля 2025 г.
83% ДТП в России происходит по вине мужчин 35-44 лет
|
|
car.ru, 4 февраля 2025 г.
Что делать, если у виновника аварии нет полиса ОСАГО?
|
|
МИР24, 4 февраля 2025 г.
Как изменятся правила заполнения европротоколов при ДТП?
|
|
ТАСС, 4 февраля 2025 г.
Союз страховщиков разработал порядок медсопровождения ветеранов СВО
|
|
МК в Туле, 4 февраля 2025 г.
В Тульской области средняя стоимость полиса ОСАГО составила 11 249 рублей
|
|
Финмаркет, 4 февраля 2025 г.
Показатель соотношения собственных средств и обязательств 130 страховщиков за 10 месяцев 2024 г. соответствует нормативу ЦБ
|
|
Газета.Ru, 4 февраля 2025 г.
Россиянам рассказали о схеме мошенничества с неоформленными ДТП
|
|
NEWS.ru, 4 февраля 2025 г.
В России появилась новая схема «развода» с неоформленными ДТП
|
 Остальные материалы за 4 февраля 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|